Ильхар
Я не добрый, я любопытный.
Статья создана на основе материалов к игре «Улицы Киото», написанных уважаемыми ЖЖ-юзерами _wind_rose_ и azraphel_, за что им наш нижайший поклон и благодарность.

Немного философии и истории
Самая древняя, исконная религия японцев – конечно же, синтоизм. Синтоист ощущает глубокую связь своей жизни с явлениями природы – с камнями и деревьями, горами и реками; с изделиями людей – с домами, башмаками, колоколами; с теми, кто уже покинул мир живых – с мертвыми, которые не уходят в небытие, но остаются, и влияют на жизнь живых. Нет ничего точно мертвого, неживого – все наполнено жизнью, хотя и не всегда понятной.
Однако смерть для синтоиста, как и болезнь – вещи очень нежелательные. Умерший, хоть и остается незримым образом с живыми, в то же время телесно перемещается под землю, в царство разложения – что отвратительно. По древнему мифу, когда богиня Идзанами умерла и отошла в царство мертвых, ее супруг Идзанаги попытался ее вернуть – но в ужасе убежал, увидев ее разлагающуюся плоть. То, что умерло, нельзя вернуть назад – можно только продолжать плодить жизнь.

Обряды и праздники синто – это восстановление или подтверждение связи живого человека с миром ками - духов явлений природы, вещей и умерших. Синто переняло от буддизма обычай строить храмы, а церемонии препоручило специальным людям – каннуси. В синто нет ограничений на пол жреца, но по старинной патриархальной традиции обязанности жреца – знатока ритуала выполняет мужчина, а помогает ему женщина (мико). Жрецы и их помощницы происходят из жреческих кланов, в которых искусство медиации, посредничества между миром людей и миром ками передается из поколения в поколение.


Мировоззрение
Добро по-синтоиски – следования обычаям, поиски гармонии в себе и в окружающем. Добродетельный человек не гневается, ни с кем не ссориться, создает вокруг себя атмосферу приятной расслабленности и покоя. И, конечно же, добродетельного человека не касаются болезни, раны и слишком ранняя и мучительная смерть. Главное – это достижение гармонии, присутствующей в мире изначально. А сделать этого нельзя без совершения ритуалов, без праздников. В синто вообще цениться реальное действие выше молитв и рассуждений о духовном.
Синто скорее склонно разделять не добро и зло, а чистое и нечистое. Нечистое – кровь, болезнь, различные выделения человеческого тела. Скорбь по умершему родственнику или супругу – тоже нечистота. Нечистым людям нельзя посещать храмы синто, пока они не очистятся – больной не выздоровеет, скорбящий не проведет в уединении положенное время.

В своем исконном виде синто мало обращается к индивидуальности человека, а больше – к роду. Человек ценен как часть рода, веточка на дереве жизни поколений, а не сам по себе. Потому самостоятельный, индивидуальный поступок рассматривается с подозрением, как чересчур «гордый» или «высокомерный».

Особые отношения связывают в синто природу и человека. Человек выделяется из природы, но как ее часть, а не на противопоставлении, как на Западе. Японец не покоряет природу, не борется с ней, а вписывается в природу, вписывает в нее и свою хозяйственную деятельность. Отсюда и своеобразие архитектуры – дом японца традиционно открывается в небольшой садик, изображающий в миниатюре реку, лес и горы – привычный и любимый пейзаж для японца.


Храмы и святилища

Храмы синто содержатся всей общиной, государство к ним не имеет никакого отношения. Собственно синтоистский храм – место для хранения «тела ками». Любой предмет, чем-то привлекший внимание – необычностью своей или красотой – считается ками. В храме ками держат в специальном помещении, завернутым в несколько слоев ткани. Смотреть на него не могут даже служители храма, только по праздникам ками выносят на всеобщее обозрение, да и то не всякие. Многие ками остаются скрытыми все время.
Храмы синто носят название дзиндзя, а большие святилища тайся. Обычно храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных в живописной местности, "вписанных" в природный ландшафт. Главное здание - хондэн, - предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай - "тело ками", - предмет, в который, вселяется дух ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. Поскольку душа ками неисчерпаема, одновременное её присутствие в синтай многих храмов не считается чем-то странным или нелогичным. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с тем или иным божеством. Если храм посвящен божеству местности, где он устроен (ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм.
Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн - зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё - помещение для приготовления священной пищи, хараидзё - место для заклинаний, кагурадэн - сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле.
Перед входом на территорию святилища располагаются как минимум одни тории - сооружения, подобные воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то действительно масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведёт дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава - толстые жгуты из рисовой соломы.
Священники синто именуются каннуси. . Помимо каннуси, в ритуалах синто могут принимать участие помощницы каннуси - мико. Кроме служб в самом храме, каннуси и мико могут по вашему зову прийти в дом, чтобы совершить очищение дома, призвать помощь ками при каком-нибудь важном начинании или провести свадебный ритуал.

Ритуалы синто

Целью совершения ритуалов было установление и поддержание связи между верующими и ками, развлечение ками, доставление ему удовольствия. Это позволяло надеяться на его милость и защиту.
Основные ритуалы синто - это очищение (хараи), жертвоприношение (синсэн), молитва (норито), возлияние (наораи). Были также сложные ритуалы храмовых праздников мацури, но их проведение на игре не планируется. Кроме того, верующий мог в любое время прийти в храм, привлечь внимание ками, похлопав в ладоши или позвонив в ритуальный колокол, и помолиться ему своими словами. Специально составленные молитвы в этом случае были не обязательны (то же самое можно было сделать и у домашнего алтаря - камидана).
Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь нарушают чистоту, которая необходима для посещения храма. Поэтому больные, страдающие от кровоточащих ран, а также пребывающие в скорби после смерти близких не могут посещать храм и участвовать в религиозных церемониях, хотя им не возбраняется молиться дома или где-либо ещё. По этой же причине традиционно синтоистские священники не производили погребальных церемоний и, тем более, не хоронили умерших на территории храмов.
Обряд хараи состоит в омовении водой рта и рук. Для хараи устраивается соответствующее место: ёмкость или источник с чистой водой, небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.
Кроме того, существует процедура массового омовения, заключающаяся в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Обряд синсэн - это подношение храму риса, чистой воды, рисовых лепёшек ("моти"), разнообразных подарков. Обряд наораи обычно состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками.
Ритуальные молитвы - норито, - читаются жрецом, который как бы выступает посредником между человеком и ками.

Как вести себя верующему в храме синто
Входя в святилище, следует омыть руки в водоеме, устроенном у его входа.
Когда человек, пришедший в святилище, желает воззвать к ками, он подходит к алтарю, хлопает дважды в ладоши, чтобы привлечь внимание ками и мысленно произносит свою просьбу, после чего делает глубокий поклон.
Подношения обычно отдают служителям храма, а те кладут их на алтарь (давайте соблюдать это правило без фанатизма: если в святилище есть мико - отдавайте подношения им, если нет, и вам не хочется их ждать, кладите на алтарь сами).

Подношения ками
1) желанным подношением для ками является "чистая пища", т.е. пища имеющая белый цвет: обычно это рис, соль, сакэ (на игре оно не белое, но мы этот факт игнорируем);
2) фрукты (особенно яблоки :-) и сухофрукты - тоже хорошее подношение;
3) денежное подношение святилищу не менее желанно (обычно деньги кладут в ящичек для пожертвований у алтаря или отдают служителям храма);
4) тории (сбитые из дерева, вырезанные из ткани или ленты, любого размера в зависимости от вашего достатка; имя дарителя пишется на левом столбе ворот)
5) подношение не обязательно должно иметь материальную ценность. Красиво сложенное и оформленное танка ками с радостью примут.

О Сува-дзиндзя – синтоистском святилище Нагасаки, представленном на игре – читайте в следующих постах.

Ссылки:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B7%D0%B8%D0%BD%...
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%B4%...
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B8%...
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE

@темы: матчасть