12:36 

Религия на игре. Буддизм.

Ильхар
Я не добрый, я любопытный.
При подготовке материала использована статья ЖЖ_юзера _azraphel, за что ей большое спасибо.

Синто – от народа, буддизм – от государства
Буддизм – вторая важнейшая религия для японцев. В отыгрываемый период буддизм – официальная государственная религия. Это значит, что буддийские храмы и монастыри играют роль государственных учреждений, что деньги им дает государство (в отличие от храмов синто, существующих исключительно на пожертвования верующих). В монастырях происходят обязательные регистрация актов гражданского состояния: смертей, рождений, свадеб, смен имени. Также ведется учет приезжающих-отъезжающих. Люди, живущие в определенной местности, приписываются к определенному монастырю – при этом неважно, какого течения этот монастырь и какую школу буддизма исповедует человек.
Существующий в Японии много столетий, буддизм с его развитой философией немало поспособствовал становлению японского государства и японской философской мысли. С помощью буддизма оформилось именно государственное мышление, которое ориентирует человека в обществе, переросшем рамки родовой общины. Японцы довольно часто путешествуют и видят мир за околицей родной деревни. Так же в Японии и к концу периода Токугава довольно много городов, в которых происходит перемешивание и общение людей из разных местностей. Буддизм, в отличие от синто, настаивает на личной ответственности человека за свои деяния и поступки.

Против кармы не попрёшь
Буддизм простыми японцами понимается как учение о карме – о бесконечном цикле перерождений и воздаяний за поступки, совершенные в прошлых жизнях. Жизнь настоящая является точным соответствием тем добродетельным и грешным поступкам, что человек совершил в жизни прошлой.

Буддизм продолжает традицию синто рассматривать человека как часть природы, однако добавляет к ней глубокое осмысление единения общим животворным началом. Все живые существа, включая человека, подчинены закону кармы и потому нуждаются в спасении.
Одно из основных представлений в буддизме – представление об изменчивости бытия. В основе всего сущего лежат неизменные субстанции – дхармы. Колебание дхарм порождает иллюзию всего сущего, иллюзию изменений. Страдание в буддийском понимании – это непостоянство, невозможность прочности, стабильности. На японской почве идея о непостоянстве всего сущего, и так понимаемая японцами в силу природных обстоятельств, породила горячее умиление и любование эфемерным настоящим.

Буддийские статуи, изначально ввозившиеся в Японию из Китая и Кореи, японцы воспринимали как предметы, в которых обитают ками, и различали их в основном по приписываемым магическим свойствам. В народном буддизме во многом остались поверья о том, что обитатели буддийских монастырей практикуют своего рода магию, а статуи будд имеют магическую силу. В эпоху Токугава считается, что ками – божества, отвечающие за природные явления, тоже нуждаются в спасении, как и люди. Иными же считается что ками и бодхисатвы – одно и то же, будды есть воплощения ками или ками – воплощения буд. Во всяком случае, чтение буддийских сутр в храмах синто – не зазорно.

Скажите, как дойти до просветления?
Основным вопросом буддизма, разделившим его на множество школ, является вопрос о спасении. В зависимости от решения этого вопроса выделают основные направления буддизма – хинаяна и махаяна. Хинаяна, «узкий путь», считает, что спасения можно достичь только после смерти, и для этого нужно вести строгую, монашескую жизнь. Махаяна, «широкий путь», считает, что достичь спасения может каждый, и уже в этой жизни. Вместо отрицания желаний, свойственных континентальному буддизму, японский буддизм отрицает только «неправильные» желания, понимая спасение не как отказ от любых желаний, а как отказ от нечистых, нехороших желаний, затуманивающий изначально чистый образ человека. Отказ от плохих желаний и поощрение хороших, а также как отличить одно от другого и составляет основную тему размышлений японских буддистов.
Если классический буддизм ищет просветления, стараясь проникнуть за явления внешнего мира, то японский – в глубине этих явлений. В основе дальневосточных школ махаяны лежит положение, что все уже являются буддами, нужно лишь сделать усилие, чтобы понять свою истинную природу. Весь мир пронизан «буддовостью», он уже такой, какой надо – и только непонимание мешает это осознать.

Сострадание и воздаяние
Основой человеческой природы буддизм считает сострадание. Проявлять сострадание – очень естественно для человека, быть жестоким – неестественно. Грубо говоря, буддист кормит птичек и подает нищим не только потому, что весь мир – сети кармы, причин и следствий, и в будущей а может даже и в этой жизни с ним обойдутся нехорошо, если он не будет проявлять милосердия. А еще и потому, что сострадательный человек поступает по своей истинной природе, тем самым приближаясь к буддам и к спасению. Идея о сострадании, о том, что спасение возможно только вместе с другими существами – очень важна особенно для японского буддизма. В назидательной литературе полно примеров, как добрый и сострадательный человек получает вознаграждение еще в этой жизни, а злой и жестокий подвергается наказанию. Принцип жизни буддиста можно описать фразой «Делай добро и бросай его в воду – оно добром тебе вернется». То есть не нужно гнаться за обязательным возмещением добрых дел – мир так устроен, что воздаяние само отыщет всякого.

А у нас будет полный дзен!
Да. Именно дзен-буддистский храм будет на «Нагасаки».

Идея «изначальной просветленности» легла в основу самой известной школы буддизма Японии – дзен. Поскольку все уже – будды, следует только открыть в себе свою истинную природу, то есть обрести просветление. В школе дзен полагалось, что обретение просветления может быть и должно быть мгновенным. Потому учителя старались привести ученика в состояние глубокого диссонанса с окружающим, чтобы его взгляд мог оторваться от кажимости вещей и проникнуть вглубь их. Любой толчок – странные действия учителя, невыполнимые задания – коаны могли привести к просветлению. Ни молитвы, ни медитации, ни изучение сутр не приблизят человека к просветлению. Только собственные усилия, направленные на озарение.
Тем не менее, в дзен, истинно японском ростке китайской школы чань, все-таки признавался авторитет учителя. Суровость школы, безусловное повиновение учеников учителю, и в то же время – признание учителем сатори, просветления у ученика сделало дзен школой, весьма популярной у самураев. Сегуны покровительствовали дзен.

Буддизм и синто. Две религии в «одном флаконе»
В целом разделение «зон влияния» синтоизма и буддизма осуществилось в Японии бескровно – они заняли разные ниши. Синто занимался по большей части природой – в храмы синто ходили, когда просили об урожае, при защите от бедствий. Ритуалы синто имели целью восстановление гармонии человека и природы, воплощенной в божествах-ками. Буддизм же был важен как этическое учение лично для человека, а так же как опора государства. Правоверному буддисту уже недостаточно только присутствовать на положенных ритуалах, необходимо знать основные священные тексты буддизма – сутры. В каждой школе отдавалось предпочтение своему набору сутр, самой популярной была «Сутра Лотоса». Медитация также входила в буддийскую практику. Это – способ погрузиться в себя, фиксирование мельчайших изменений в себе до полной остановки мыслей. Медитировать можно было на что угодно – хоть уперевшись взглядом в стену (часто так и делали).

@темы: матчасть

Комментарии
2012-07-04 в 02:06 

Блудный Маршал
Мертвый китайский военный_тм. Внебрачный сын Совы и Пятачка
вопрос - нужно что-то типа ликбеза "как отыграть буддиста"?

2012-07-04 в 07:39 

Ильхар
Я не добрый, я любопытный.
Блудный Маршал, да, было бы здорово.

2012-07-04 в 10:06 

Блудный Маршал
Мертвый китайский военный_тм. Внебрачный сын Совы и Пятачка
     

Нагасаки. Ветер перемен

главная