Ильхар
Я не добрый, я любопытный.
Сеппуку - последний путь самурая.

Традиционное японское самоубийство, больше известное среди европейцев как харакири вещь жестокая, но каждый самурай должен быть к нему готов. Хотя бы для того, чтобы когда лучший друг попросит вас быть его кайсяку, понять, что он от вас хочет. Сэппуку совершается обычно с помощью кинжала. Если такового нет, то можно брать короткий меч-вакидзаси. Возможен вариант торжественный, с соблюдением всего ритуала или в спешке, на поле боя, пока друзья сдерживают натиск противника.

Важно запомнить, что слово «харакири» имеет уничижительный оттенок, так что переучиваемся на «сеппуку». К сеппуку могут приговорить, как к почетному способу искупить свою вину. (В противном случае самураю просто отрубят голову, как преступнику и это будет несмываемый позор). Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Кроме того, когда самурай совершал сеппуку в соответствии с приговором, его имущество передавалось его наследникам. В случае казни имущество конфисковалось. Сеппуку в виде казни применялось лишь к сословию самураев.

Возможен добровольный вариант – когда задета честь, в знак верности умершему господину, в качестве крайнего оправдания себя перед небом и людьми. Возникает вопрос, почему все так страшно? Какое отношение к оправданию может иметь рана на животе? По дзен-буддийской философии душа человека находится не в сердце и не в голове, а как раз в животе. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски «хара»: например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с черным животом» — «человек с черной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Можно сказать, что сеппуку –это способ показать богам и людям, что у тебя «душа нараспашку».

Традиционно сеппуку может проводиться и в комнате, но чаще – в саду, на покрытом песком месте. Минимальный набор присутствующих – представители сёгуната, которые должны потом написать отчет и, если главное действующее лицо захочет, кайсяку, обязанный отрубить ему голову, как только он совершит надрез. Совершавший сеппуку сидел в сэйдза(1), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи, белой японской бумаги, маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал короткое стихотворение, которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая. Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок. Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.

Существовали различные методы самоубийства. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсаку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка - чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток. Фактически сепукку сводилось к ритуальному обезглавливанию.

Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее. Женщины, дети и даже мужчины-самураи могли просто дотронуться до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову. В позднее время на подносе вместо ножа часто подносили веер.

Роль кайсяку очень ответственна. Надо было совмещать сострадание (потому что чаще всего кайсяку был близким другом совершающего сеппуку, потому что тот знал, что он не заставит его долго мучиться) с правильной техникой и силой, чтобы отрубить голову одним ударом. Кайсяку держал меч вне поля зрения умирающего, чтобы не нервировать его, и стоял слева. После удара, меч вытирался с помощью васи, и место сеппуку прибиралось. Такой меч выбрасывали, потому что он считался запятнанным.

Тому, кого приговорили к сеппуку, полагается последнее желание. Тут все зависит от вашего персонажа – можно попросить кайсяку и уменьшить свои страдания, можно гордо ограничиться лишней чашечкой сакэ и умереть героем. Однако, в таком случае, придется отыгрывать долгую и мучительную агонию. Если вы решили совершить сеппуку добровольно, то в наличие/отсутствие кайсяку - ваше личное дело и ни от кого не зависящее желание.
В завершении этой печальной, но нужной статьи, хочу пожелать вашим персонажам, чтобы знание вышеперечисленных тонкостей им не пригодилось. =)
___________________________________________________________________________________________

(1) Сэйдза ( «правильное сидение») — поза сидения на коленях («по-японски»). Голени лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы — на пятках; большие пальцы ног либо соприкасаются друг с другом, либо слегка перекрывают друг друга (большой палец правой ноги над большим пальцем левой).

@темы: матчасть